В период, который принято называть до-буддийским, лежит учение бон (по сути, шаманизм) которое, сейчас в очень измененном виде под влиянием буддизма, можно еще встретить в тибетских общинах, находящихся в изгнании. Буддизм, как государственная религия Тибета постепенно ассимилировался в культуру – тибетскую буддийскую культуру. В V-VI вв. н.э. из Индии и Непала правителями Тибета приглашались учителя для обучения санскриту и письменности – тогда и был составлен тибетский алфавит по типу санскритского, переводились канонические тексты буддизма на тибетский язык, строились буддийские храмы, утверждались монастырские традиции.
Как государство, Тибет существует с VII века. Это была мощная держава, чье влияние распространилось далеко за пределы горного плато. Успешная война с Китаем завершилась в IX веке установлением границ Тибета, подписанием мирного договора, гласившего: «Тибетцы да будут счастливы в Китае, китайцы да будут счастливы в Тибете».
Были времена – IX-X вв н.э., когда Тибетская империя распадалась на отдельные княжества, буддизм приходил в упадок, пустели монастыри, монахов вынуждали уходить в мирскую жизнь и служить в армии. И все же, к XI веку в Тибете создались условия для окончательного утверждения буддизма, как государственной религии и фактическая власть в истории Тибета традиционно стала принадлежать монахам. В этот период были восстановлены связи с индийским буддизмом, и выделились четыре основных новых школы: сакья, ньигнгма, кагью и гелуг. Вместе они и теперь составляют школы тибетского буддизма.
В XIII века монгольские правители стали оказывать покровительство тибетским ламам, и те к XVI веку мощно расширили свое политическое влияние в Монголии, обратив breitling replica в буддизм монголов. Тогда и появился титул «Далай-лама», что означает «океан мудрости». В 1642 году вся полнота светской и духовной власти перешла в Тибете Далай-ламе V. Он и основал правительство Ганден Подранг, существующее до наших дней и главой которого является Далай-лама XIV.
За тысячелетие слабый в военном отношении Тибет не раз попадал под иностранное влияние (Монголия, Китай). В 1720 году китайцы предприняли военную экспедицию в Лхасу, покончив, таким образом, с монгольским влиянием в районе. Китайская армия привезла с собой Далай-ламу VII. Китайцы были встречены тогда, как освободители. Император объявил Тибет протекторатом Китая. Именно это обстоятельство послужило предлогом для оккупации 1950 года, в результате которой в 1959 году Его Святейшество бежал в Индию, образовал там правительство в изгнании, взял на себя заботу об образовании беженцев, сохранении культуры и монастырских традиций и решении политических вопросов, связанных с проблемой Тибета.
Лхаса (по-тибетски «обитель богов») – столица Тибетского автономного района, древний город (1400 лет) с населением около 500 тысяч человек. Находится на высоте почти 3700 метров. Инсоляция в год более 200 ккал на кв. см., поэтому Лхасу называют еще «солнечным городом». Лхаса стала значимым центром административной власти и столицей в VII веке.
Город сегодня состоит из китайской и тибетской частей. Тибетский квартал представляет собой анклав в восточной части города и составляет около четырех процентов от всей площади Лхасы. Эти кварталы, сохраняющие колорит исконной культуры, находятся в опасности, постепенно разрушаясь, несмотря на официальную защиту культурных ценностей. Возможно, Лхаса за последние 20 лет, изменилась сильнее, чем за всю свою предыдущую тысячелетнюю историю
ГЛОССАРИЙ имена собственные, ритуальные и символические предметы, чаще всего встречающиеся в живописи