Алмазный скипетр

(санск. ваджра, тиб. дордже – “владыка камней”)

В буддизме Алмазного Пути (ваджраяны) ваджра означает неразрушимость ума Будды и его методы, энергию, ясность, сочувствие и радость. Выражает мужские качества и ассоциируется с правой стороной тела. Является главным атрибутом многих Будда–форм, принадлежащих семейству ваджра (Будда Акшобхья) – Алмазного Ума (Ваджрасаттва), Высшей Радости (Чакрасамвара), Держащего Алмаз (Ваджрапани).

Символика основных деталей такова. Центральная овальная часть означает изначальное, полноценное состояние ума со всеми его качествами. Восемь исходящих из него лепестков лотоса символизируют незапятнанность и одновременно восемь главных Бодхисаттв. Различное число исходящих из круглого основания спиц (1, 2, 3, 5 или 9) имеет различное значение; наиболее распространены ваджры с пятью спицами – одна в центре и четыре по краям (главные стороны света). Их основания исходят из пастей мифических морских чудовищ – макара, связанных с символикой четверки: четыре безграничности – любви, сочувствия, радости и невозмутимости; четверо врат, ведущих к Просветлению – медитаций на пустотность, gefälschte louis vuitton taschen türkei отсутствие признаков, желаний и несоставность; четыре вида активности – умиротворения, обогащения, привлечения и устранения; четыре элемента и пр. Соединяясь у острых концов, пять спиц означают пять особых качеств Будда–семейств, напоминают о трансформации пяти основных мешающих чувств в пять видов мудрости Будды, и так далее.

Предпочтительный материал изготовления – золото.

В традиции Ньингма (“Древняя”) тибетского буддизма ваджра имеет девять спиц, говорящих о девяти линиях передачи этой традиции.

Скрещенные четырёхконечные ваджры (санск. вишва–ваджра, тиб. дордже гьядам) – символ совершенной неразрушимости и спонтанной активности всех Будд. Представляя собой пять Будда–семейств, он означает также присутствие абсолютных качеств во всех направлениях.

Вместе с колокольчиком алмазный скипетр образует символ целостности всех качеств, присущих пробуждённому состоянию, которое превыше двойственности и разделения , – союзу мудрости и сочувствия, пространства и радости – представляя собой тело, речь и ум Будды.