Чудесный завтрак на террасе гостиницы – роскошь европейской еды; мелкие детали вроде отсутствия кетчупа к яичнице, непонимание, что такое сливочное масло к тосту все же выдают местоположение. Туман, туман, похожий на смог. Пакуюсь, оставляю часть вещей в бесплатной камере хранения, договариваюсь о том, чтобы Людмилу встретили в аэропорту и поселили здесь. Недолго брожу по лавкам (теперь ясно, откуда появилась большая часть тибетских штучек в Лхасе, - выбор здесь велик). Тибетцы чаще всего называют прямые цены, допускают скидку 10-20%; китайцы заламывают втрое – вчетверо, и с ними лучше знать реальную стоимость вещи.
Отправляюсь к автобусу. Отправление в час, но мы ждем до двух – в час пассажиров было всего ничего, и поэтому – опять ожидание. Очень много рейсовых автобусов во все туристические места. Шофер принимает много посылок, расписываясь в бумажках, и даже грузы. Автобус удобный. Долгий выезд к окраине (опять тормозим и чего-то ждем – оказывается, за нами на машине гнался какой-то военный, чтобы успеть на этот автобус). Крыши типовых домов – на уровне трассы. По ней едем быстро часа три до Люнанга – некогда граница с Тибетом (Кхамом), здесь даже сохранился мостик, который долго брали штурмом в начале оккупации Тибета. Его назначили боевым памятником мирного освобождения тибетского народа. Сосед по креслу – китаец, несколько говоривший по-английски, просветил меня насчет любимого блюда сычуаньцев – хого (видимо, знаменитый «горячий горшок»?) и научил считать до 10.
Орда школьников оставила после себя горы посуды в придорожном ресторанчике. Быстро обедаем и въезжаем в горы. Глядя на них, понимаешь, что все эти крутые горки традиционных китайских пейзажей – не фантазии художников. Места волшебно красивые, скалы, поросшие бамбуком и джунглями, обрывистые и живописные, на них невозможно пристроить домики. Однако и здесь дорога опутана проводами со всех сторон. Недалеко от цели проехали четырехкилометровый тоннель – предмет особой гордости китайских строителей. Без него дорога через перевал была очень трудной.
Едем долго, только в сумерках въезжаем в Кандинг. Фотографировать уже невозможно. У выхода с автовокзала толкутся множество шоферов fake dior designer handbags и предлагают места на утро до Кандзе, - а я предполагал добираться до него два дня! Договариваемся, обмениваемся телефонами, тут же меня цепляет хозяйка гостиницы напротив и за 50 ю. (такие цены для иностранцев нелегальны, поэтому счет мне не выписывают) поселяет в крохотную комнатку, правда, с душем и туалетом. Отправляюсь немного погулять, пока еще есть движение на улицах.
Китайцы знают Кандинг по романтической, что-то вроде «Катюши», песне. Тибетское название города – Дарцедо, но сейчас от старого облика города ничего не осталось. Два центральные улицы идут вдоль реки и совсем недавно были застроены высокими гостиницами. Ясно, что в период отпусков туристов тут – море. Горячие источники вечером и утром закрыты, буддийских монастырей просто не видно. Но горы вокруг – выше сравнений. Накрапывает дождь. Поужинав, отправляюсь спать – выезд завтра рано, в 6 часов.
ГЛОССАРИЙ имена собственные, ритуальные и символические предметы, чаще всего встречающиеся в живописи