Колесо Времени(санск. Калачакра, тиб. Дюкхор)Калачакра–тантра – один из разделов Канджура (собрания слов Будды), главная из недвойственных тантр высшей йоги (Ануттара–йога–тантры). Недвойственные тантры работают прежде всего с неведением, показывая один из самых прямых путей осуществления высшей цели. Будда Шакьямуни передал это учение царю Сучандре из страны Шамбхала. Сучандра усердно практиковал, достиг реализации, а затем передал учение по наследству последующим царям. До наших дней дошло два текста тантры. Один из них – собственно текст, а другой – комментарий под названием “Ясный свет”. Каждый текст содержит пять глав. Первые две главы касаются внешнего и внутреннего круговорота, в третьей обсуждается посвящение, в четвертой – стадия зарождения в медитации, в пятой – стадия завершения и достижение Просветления. Внешний и внутренний циклы относятся к самсаре, обусловленному существованию, образуемому внешним миром (здесь описывается его устройство) и внутренним бытием (физиология, потоки внутренних энергий в теле). Эти круговороты управляются силами, имеющими название “ветры кармы”. Карма означает “действие”, и при этом подразумевается, что любое совершённое действие влечёт за собой результат, переживаемый впоследствии, – возможно, в другой жизни. Третий цикл, “иной”, описывает практики, которые связывают два первых цикла и Просветление. 60–летний цикл времени, который используется в Калачакра–тантре, был положен в основу тибетского календаря в 1027 году. Между ХI и ХIII веками в Тибет пришли три линии передачи Калачакры, одна из них – от Наропы. Сначала прямая передача Калачакры существовала в школах Сакья и Джонанг (исчезнувшая школа, учения которой ныне передаются в линии Карма Кагью), затем появилась и в Гелуг. С помощью практики Колеса Времени в мир вносится гармония, утихают войны и беспорядочные национальные распри. На уровне тела практикующего восстанавливается равновесие тонких энергий, а на уровне ума происходит Освобождение от волнений, препятствий и мешающих чувств. Составляющие мандалы Колеса Времени – время и пространство Вселенной. Интересно, что в этой мандале, кроме главной пары, находятся 720 Йидамов (возможно, рекордное количество), почитаемых не только в буддизме, но и в индуизме и джайнизме. Все они символизируют связь практикующих с пространством и временем. Колесо Времени изображается темно–синего цвета. У него четыре лица с мощным полугневным выражением: белое, красное, синее и желтое. Они соотносятся с телом, речью, сознанием и умом и с четырьмя стихиями. Вставшие дыбом волосы украшены короной из черепов, алмазным скипетром (знак принадлежности к ваджра–семейству Будды Акшобхьи), полумесяцем и исполняющей желания драгоценностью. У Калачакры двадцать четыре руки с многочисленными атрибутами (интересно, что с целью сделать сосредоточение в ходе медитации более острым, в некоторых практиках рекомендуется различать даже цвет каждой фаланги пальцев каждой руки!) и всегда две ноги. Его левая нога согнута и наступает на белого Ишвару (распространённая, но ложная концепция единого, вечного, неизменного бога–создателя, – что символизирует подчинение неведения), который держит трезубец и катвангу. Правая нога вытянута и наступает на красного Камадеву (бога страсти, – символ подчинения привязанности), держащего лук и стрелу. Супруга Калачакры – Вишвамата У неё восемь рук, цвет тела желтый, четыре лица, имеющие тот же цвет, что и у партнера. Она обнажена, на ней – пять символических украшений. |