• 23.10.07
    Silk road

  • 19.10.07
    Встреча в Каргалыке

  • 15.10.07
    Перед встречей

  • 12.10.07
    Экспедиция продолжается

  • 08.10.07
    Заканчивается второй этап

  • 04.10.07
    Они сделали это!

  • 03.10.07
    Радости полны

  • 30.09.07
    Новые сведения

  • 30.09.07
    Настораживающие сообщения

  • 28.09.07
    Паломники идут

  • 24.09.07
    Уже в Шигадзе

  • 22.09.07
    Стартует второй этап

  • 16.09.07
    Встреча

  • 10 сентября
    Где мы.

  • 06.09.07
    Вышли в столицу Тибета

  • 27.08.07.
    Экспедиция продолжается

  • 24.08.07
    Долгожданный запуск сайта экспедиции

  • 18.08.2007.
    Старт экспедиции

  • Буддийское искусство

    Отправная позиция всего буддийского искусства – не только поиск эстетического абсолюта, создание самоценных образов, в которых воплощены идеалы красоты, добра, где проводится глубокое исследование человеческой психики, к чему мы привыкли в европейской художественной традиции, – но один из методов, помогающий раскрыть наше неисчерпаемое внутреннее богатство. Это – полноценность интуитивного знания, свобода беспредельного пространства и радости, безграничность силы, несущей благо всем: то, что мы называем Буддой, полным раскрытием потенциала каждого существа. Эти искусные методы можно сравнить с пальцем, указывающим на луну в небе; с зеркалом, в котором отражается наша истинная природа; с благозвучной мелодией, раскрывающей глубину вдохновенной поэзии. Говоря попросту, буддийское искусство в высшей степени символично и информативно. Каждая деталь изображения – атрибут, жест, поза, цвет – ссылается на разные уровни значения и смысла.

    Не следует удивляться многообразию буддийских изображений. Хотя для достижения цели достаточно любого из них, разнообразие личных особенностей людей требует разных подходов и методов, трансформирующих всяческие омрачения и затемнения.

    Конечно, живое воображение много богаче “постоянного” изображения, и в понимании этого кроются истоки несомненной условности буддийского искусства. Функциональность такого подхода выражена даже в термине тен, используемом для обозначения всех объектов – “поддержка”, “основание” (для воображения). В соответствии с основными видами действий эти “основы” традиционно делятся на “поддержки” для тела, речи и ума. Соответственно, к первому виду относятся все живописные изображения учителей и медитационных образов, ко второму – все письменные памятники, связанные с буддийским Учением, и к третьему – ступы, символы Ума Будд и одновременно архитектурные памятники, привносящие в своё окружение гармонию, счастье и процветание.

    Начиная с середины первого тысячелетия буддийские художественные традиции проникали в Тибет с трёх сторон: из Индии и Непала, Средней Азии и Китая. Помимо переведенных тантр и живописных традиций из Индии и Непала тибетцы получили технологию литья из сплавов на основе меди, научились лепке из смешанной с лекарственными травами глины и искусству отливки скульптуры. Китай для тибетских мастеров стал источником теоретических работ по искусству, текстов восемнадцати наук, искусства свитковой живописи, пейзажной графики и техники изготовления гобеленов и вышивки. Надо отметить, что тибетцы знакомились с буддийским литературным и художественным наследием не в хронологической последовательности их возникновения. Часто ранние памятники буддийской культуры входили в оборот позднее тех, что возникли после, и систематизированы они были только к XIV–XVI векам.

    Распространяясь на сопредельных территориях, буддизм приносил с собой всю богатую и сложную систему символики. Значение некоторых из её наиболее часто встречаемых знаков Манфред Зегерс (Германия) обобщает таким образом: “Одно лицо изображения означает истинную природу всех явлений. Два лица представляют две истины, относительную и абсолютную. Три лица символизируют три состояния Будды, четыре лица – четыре неизмеримых качества любви, сочувствия, радости и невозмутимости. Две руки обозначают методы и мудрость, тысяча рук – активность тысячи Будд нашей эпохи. Если фигуры сидят со скрещенными ногами в так называемой “позе ваджра”, это показывает, что они превыше крайностей самсары и нирваны – круга обусловленного существования и Освобождения. Стоящая форма показывает, что субъект изображения активен днём и ночью, неустанно трудясь на благо всех существ”.

    О цветовой символике можно добавить следующее. Она является частью системы атрибутов и качеств пяти Будда–семейств Сюжетов невероятное множество. Специальные живописные справочники содержат тысячи схематизированных изображений, распределённых на группы; одно из подразделений – по числу аспектов Прибежища.

    В первую очередь это Будда – цель, достичь которую стремятся практикующие – пробуждённое состояние ума; изображается как Будда нашего времени Шакьямуни, или Будды пяти или десяти сторон света, трёх времён, тысяча Будд нашей эпохи и пр. Это Дхарма – Учение, ведущее к достижению цели – иногда изображается в форме Праджняпарамиты, Запредельной Мудрости. Это Сангха – Благородное Сообщество друзей и помощников на пути, представленное Бодхисаттвами: Любящие Глаза (Авалокитешвара), Освободительница (Тара), Алмаз в Руке (Ваджрапани) и другие. Первые аспекты называются Тремя Драгоценностями, и в них принимают Прибежище все буддисты.

    Другие, “Три Корня”, являются особенными в учениях Алмазной Колесницы. Это Лама (персонифицируемый в школах тибетского буддизма по-разному) – Коренной Учитель, тиб. “Непревзойдённый”, показывающий своим последователям истинную природу их ума и являющийся непосредственным воплощением всех аспектов Прибежища. Лама исключителен в своих качествах, и потому является целью, как Будда, даёт методы для достижения цели, помогает на пути, вдохновляет и защищает.

    Также, это Йидамы – корни осуществления пробуждённых качеств, помогающие практикующим трансформировать ограничивающие затемнения в просветлённые качества. К этому многочисленному классу относятся самые разнообразные формы, на которых сосредотачивается медитирующий. Они могут быть одиночными и в союзе, мирными, полугневными или устрашающими, представлять собой почти обычную человеческую форму или иметь множество рук, голов и атрибутов.

    Наконец, Защитники Дхармы – корни активности, устраняющие все препятствия на пути. Их устрашающий облик отпугивает всё негативное, а третий глаз мудрости во лбу показывает, что они – не демоны, но помощники и охранители. Вообще, третий глаз является важной деталью изображений буддийских пробуждённых аспектов: он указывает на их принципиальное отличие от богов других религий и просто злых духов.

    К этим основным классам следует прибавить другие группы изображений: учеников Будды, великих учёных и йогинов, многочисленных учителей и выдающихся практикующих различных направлений и традиций, множество главных и второстепенных божеств индийской мифологии, чьё число с распространением буддизма также ширилось за счёт включения местных богов.

    Буддийские художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают "просветленный настрой" – бодхичитту. Не имеющим возможность читать тексты изображения позволяют узнать об их содержании, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали представления. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда–энергии, защищающие её владельца. Естественно, что все эти предметы требуют к себе сугубого уважения и бережного обращения, – тем более что в странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и при других важных моментах жизни – ведь, помимо защиты, создание таких образов позволяет накопить самые позитивные впечатления в уме и заказчикам, и самому художнику. montre replique




    ..................................................
  • Почему Тибет?
    ..................................................
  • География
    ..................................................
  • Особенности тибетских народностей: язык, наречия и письменность
    ..................................................
  • Календарь и особые дни. Народные праздники
    ..................................................
  • Горы и реки, боги и духи
    ..................................................
  • Смысл буддийского учения
    ..................................................
  • История Будды Шакьямуни
    ..................................................
  • Три цикла учений Будды
    ..................................................
  • Краткая история развития буддизма в Индии
    ..................................................
  • Тибет и буддизм
    ..................................................
  • Монастыри и монахи
    ..................................................
  • «Кони ветра» - лунгта
    ..................................................
  • Правила поведения в монастыре
    ..................................................
  • Буддийское искусство
    ..................................................
  • Живопись
    ..................................................
  • Скульптура
    ..................................................
  • Графика
    ..................................................
  • Декоративно–прикладное искусство
    ..................................................
  • Искусство музыки и театра
    ..................................................
  • Маски
    ..................................................
  • Литература
    ..................................................
  • Медицина
    ..................................................
  • Смысл паломничества
    ..................................................
  • Современное положение Тибета
    ..................................................



















  • Контакты
    телефон: (351) 7-909-511    факс: (351) 7-906-904
    e-mail: om@office-management.ru
    icq: 273-510-189
    Оставить отзыв