• 19.10.07
    Встреча в Каргалыке

  • 15.10.07
    Перед встречей

  • 12.10.07
    Экспедиция продолжается

  • 08.10.07
    Заканчивается второй этап

  • 04.10.07
    Они сделали это!

  • 03.10.07
    Радости полны

  • 30.09.07
    Новые сведения

  • 30.09.07
    Настораживающие сообщения

  • 28.09.07
    Паломники идут

  • 24.09.07
    Уже в Шигадзе

  • 22.09.07
    Стартует второй этап

  • 10 сентября
    Где мы.

  • 06.09.07
    Вышли в столицу Тибета

  • 27.08.07.
    Экспедиция продолжается

  • 24.08.07
    Долгожданный запуск сайта экспедиции

  • 18.08.2007.
    Старт экспедиции

  • Монастыри и монахи

    Весь институт монашества в Тибете основан на одной традиции сарвастивады, принесенной из Индии еще во времена правления Трисонг Децена. Цель так называемых обетов самоосвобождения – отказ от нанесения вреда другим существам. Санскритские и тибетские названия этих восьми обетов следующие: бхикшу – гелонг – полный монах; бхикшуни – гелонгма – полная монахиня; шиксамана – гелобма – монахиня; шраманера – гецюл – послушник; шраманерика – гецюлма – послушница; упасака – геньен – взявший обет(ы) мирянин; упасика – геньенма – взявшая обет(ы) мирянка; упавасатха – ньенне – обеты, взятые на короткий срок.

    Наиболее сложные комплексы обещаний дают монахини - до 360, до 254 - монахи, от 10 до 32 – послушники (40 для женщин), и от 1 до 8 - миряне. Такое большое количество обетов для монахов сложилось исторически, - когда между учениками Будды возникало множество споров и недоумений относительно, нередко, незначительных, но обидных индивидуальных особенностей поведения, и которые последовательно запрещались. Их цель во всем комплексе – избегать малейшей конфликтности и обеспечивать бытовой и моральный комфорт "отказавшихся от мира".

    От взятых обещаний можно отказаться, только это следует делать не самостоятельно, но уведомляя тех, у кого принимались эти обещания, или у других высоких учителей.

    Пять основных обетов мирян, которые можно брать полностью или частично – отказ от убийства, воровства, лжи, нанесения сексуального вреда и употребления интоксикантов.

    Принятие обещаний – это не соблюдение чьих-то заповедей, нарушение которых повлечёт за собой наказание от какого-то ревнивого бога, но решение воздерживаться от чего-либо вследствие понимания причинно-следственной связи, - того, что негативные поступки обязательно принесут негативные результаты.

    Организационная структура монастырей подчинена здравому смыслу. Обычно его главой является трюлку – «форма воплощения» - наиболее авторитетный Лама, сознательно перерождающийся в нашем мире ради пользы существ, и в одном монастыре могут жить несколько таких «воплощенцев». Число монахов в наиболее крупных монастырях доходило до десяти тысяч человек. Автономную структуру в монастыре образуют учебные заведения – шедра, или драцан, руководимые кхенпо. Настоятелю монастыря подчиняются администраторы, ведающие хозяйственными делами (строительством, обеспечением пищей, типографией), и мастера ритуалов, медитаций, праздничных зрелищ (умзе, дордже лопён). Еще одна автономная структура – отшельнический центр (ритрёд), расположенный в стороне, куда не долетают отвлекающие звуки мирской деятельности. Здесь монахи проходят долговременные (традиционно – три года и три месяца) медитативные тренировки. Нередко на склонах в стороне от монастыря расположены «пещеры реализации» - друбпхуг – где некогда медитировал какой-либо великий мастер; во многих из них и сейчас кто-то практикует, поэтому здесь и в местах отшельничества следует соблюдать тишину, чтобы не рассеивать сосредоточенность обитателей.

    Как это было и в древней Индии, обычно центральный храм (дукханг) окружен жилыми комнатами монахов; перед ним находится главный двор, где обычно происходят танцы Лам. В зависимости от размеров монастыря, храмов (лхакханг) может быть несколько, и тогда они посвящены различным Будда-аспектам – Освободительнице, Любящим Глазам, Будде Мудрости. Почти обязательно наличие храма защитников (часто – позади алтаря) – гёнкханг, - где находятся изображения устрашающих, гневных покровителей Учения. Посторонних обычно сюда не приглашают.

    Внутри самого храма центральное место обычно занимает статуя Будды Шакьямуни, однако это не обязательно. Рядом с ним – или главные йидамы данного монастыря и традиции (Любящие Глаза, Будды Мудрости, Освободительницы и другие), или изображения коренных Лам традиции (Кармапы, Гуру Ринпоче, Цонгкхапы), которых могут быть десятки. Стены покрыты росписями, сюжеты которых чрезвычайно разнообразны, но всегда связаны с данной традицией и аспектами ее главных практик. При входе обычно изображены владыки четырех сторон света, колесо обусловленного существования и другие назидательные картины. Другие распространенные сюжеты – 12 деяний Будды, 16 Архатов, 35 Будд раскаяния, 84 махасиддха, изображения учителей линии передачи данной традиции, наконец, неисчислимое количество различных йидамов – Будда-аспектов, представляемых во время медитаций; в отношении последних особенно богаты монастыри традиции Ньингма.

    На алтаре обычно располагаются чаши с восемью подношениями (см. глоссарий), чаши мандал, пирожные-торма в своих сложных формах и украшениях, фотографии и оставленные подношения. Со стропил и колонн часто свешиваются живописные свитки тханок, пышные парчовые украшения победных знамён гьялцен, иногда встречаются маски ритуалов чам. Сиденья для монахов, обычно расположенные боком к главному алтарю, возглавляются тронами держателей линии, трюлку, настоятелей, руководителей медитации; они не предназначены для мирян, которые обычно располагаются около входа.

    Жизнь монастыря начинается рано утром; часто еще перед рассветом начинается чога – совместный ритуал чтения текстов, суть которого – пожелания на благо всех существ, описание представления во время медитации, произнесение мантры, момент недвойственного осознавания и заключительные благопожелания . Во время ритуала всем присутствующим часто раздаётся чай и еда. Второй ритуал может совершаться поздним утром, а вечером обычно совершается призывание защитников.




    ..................................................
  • Почему Тибет?
    ..................................................
  • География
    ..................................................
  • Особенности тибетских народностей: язык, наречия и письменность
    ..................................................
  • Календарь и особые дни. Народные праздники
    ..................................................
  • Горы и реки, боги и духи
    ..................................................
  • Смысл буддийского учения
    ..................................................
  • История Будды Шакьямуни
    ..................................................
  • Три цикла учений Будды
    ..................................................
  • Краткая история развития буддизма в Индии
    ..................................................
  • Тибет и буддизм
    ..................................................
  • Монастыри и монахи
    ..................................................
  • «Кони ветра» - лунгта
    ..................................................
  • Правила поведения в монастыре
    ..................................................
  • Буддийское искусство
    ..................................................
  • Живопись
    ..................................................
  • Скульптура
    ..................................................
  • Графика
    ..................................................
  • Декоративно–прикладное искусство
    ..................................................
  • Искусство музыки и театра
    ..................................................
  • Маски
    ..................................................
  • Литература
    ..................................................
  • Медицина
    ..................................................
  • Смысл паломничества
    ..................................................
  • Современное положение Тибета
    ..................................................



















  • Контакты
    телефон: (351) 7-909-511    факс: (351) 7-906-904
    e-mail: om@office-management.ru
    icq: 273-510-189
    Оставить отзыв