19.10.07
Встреча в Каргалыке
15.10.07
Перед встречей
12.10.07
Экспедиция продолжается
08.10.07
Заканчивается второй этап
04.10.07
Они сделали это!
03.10.07
Радости полны
30.09.07
Новые сведения
30.09.07
Настораживающие сообщения
28.09.07
Паломники идут
24.09.07
Уже в Шигадзе
22.09.07
Стартует второй этап
10 сентября
Где мы.
06.09.07
Вышли в столицу Тибета
27.08.07.
Экспедиция продолжается
24.08.07
Долгожданный запуск сайта экспедиции
18.08.2007.
Старт экспедиции
|
|
Буддийское искусство
Отправная позиция всего буддийского искусства – не только поиск эстетического абсолюта, создание самоценных образов, в которых воплощены идеалы красоты, добра, где проводится глубокое исследование человеческой психики, к чему мы привыкли в европейской художественной традиции, – но
один из методов, помогающий раскрыть наше неисчерпаемое внутреннее богатство. Это – полноценность интуитивного знания, свобода беспредельного пространства и радости, безграничность силы, несущей благо всем: то, что мы называем Буддой, полным раскрытием потенциала каждого существа. Эти искусные методы можно сравнить с пальцем, указывающим на луну в небе; с зеркалом, в котором отражается наша истинная природа; с благозвучной мелодией, раскрывающей глубину вдохновенной поэзии. Говоря попросту, буддийское искусство в высшей степени символично и информативно. Каждая деталь изображения – атрибут, жест, поза, цвет – ссылается на разные уровни значения и смысла.
Не следует удивляться многообразию буддийских изображений. Хотя для достижения цели достаточно любого из них, разнообразие личных особенностей людей требует разных подходов и методов, трансформирующих всяческие омрачения и затемнения.
Конечно, живое воображение много богаче “постоянного” изображения, и в понимании
этого кроются истоки несомненной условности буддийского искусства. Функциональность такого подхода выражена даже в термине тен, используемом для обозначения всех объектов – “поддержка”, “основание” (для воображения). В соответствии с основными видами действий эти “основы” традиционно делятся на “поддержки” для тела, речи и ума. Соответственно, к первому виду относятся все живописные изображения учителей и медитационных образов, ко второму – все письменные памятники, связанные с буддийским Учением, и к третьему – ступы
, символы Ума Будд и одновременно архитектурные памятники, привносящие в своё окружение гармонию, счастье и процветание.
Начиная с середины первого тысячелетия буддийские художественные традиции проникали в Тибет с трёх сторон: из Индии и Непала, Средней Азии и Китая. Помимо переведенных тантр и живописных традиций из Индии и Непала тибетцы получили технологию литья из сплавов на основе меди, научились лепке из смешанной с лекарственными травами глины и искусству отливки скульптуры. Китай для тибетских мастеров стал источником теоретических работ по искусству, текстов восемнадцати наук, искусства свитковой живописи, пейзажной графики и техники изготовления гобеленов и вышивки. Надо отметить, что тибетцы знакомились с буддийским литературным и
художественным наследием не в хронологической последовательности их возникновения. Часто ранние памятники буддийской культуры входили в оборот позднее тех, что возникли после, и систематизированы они были только к XIV–XVI векам.
Распространяясь на сопредельных территориях, буддизм приносил с собой всю богатую и сложную систему символики. Значение некоторых из её наиболее часто встречаемых знаков Манфред Зегерс (Германия) обобщает таким образом: “Одно лицо изображения означает истинную природу всех явлений. Два лица представляют две истины, относительную и абсолютную. Три лица символизируют три состояния Будды, четыре лица – четыре неизмеримых качества любви, сочувствия, радости и невозмутимости. Две руки обозначают методы и мудрость, тысяча рук – активность тысячи Будд нашей эпохи. Если фигуры сидят со скрещенными ногами в так называемой “позе ваджра”, это показывает, что они превыше крайностей самсары и нирваны – круга обусловленного существования и Освобождения. Стоящая форма
показывает, что субъект изображения активен днём и ночью, неустанно трудясь на благо всех существ”.
О цветовой символике можно добавить следующее. Она является частью системы атрибутов и качеств пяти Будда–семейств
Сюжетов невероятное множество. Специальные живописные справочники содержат тысячи схематизированных изображений, распределённых на группы; одно из подразделений – по числу аспектов Прибежища.
В первую очередь это Будда – цель, достичь которую стремятся практикующие – пробуждённое состояние ума; изображается как Будда нашего времени Шакьямуни, или Будды пяти или десяти сторон света, трёх времён, тысяча Будд нашей эпохи и пр. Это Дхарма – Учение, ведущее к достижению цели – иногда изображается в форме Праджняпарамиты, Запредельной Мудрости. Это Сангха – Благородное Сообщество друзей и помощников на пути, представленное Бодхисаттвами: Любящие Глаза (Авалокитешвара), Освободительница (Тара), Алмаз в Руке (Ваджрапани) и другие. Первые аспекты называются Тремя Драгоценностями, и в них принимают Прибежище все буддисты.
Другие, “Три Корня”, являются особенными в учениях Алмазной Колесницы. Это Лама (персонифицируемый в школах тибетского буддизма по-разному) – Коренной Учитель, тиб. “Непревзойдённый”, показывающий своим последователям истинную природу их ума и являющийся непосредственным воплощением всех аспектов Прибежища. Лама исключителен в своих качествах, и потому является целью, как Будда, даёт методы для достижения цели, помогает на пути, вдохновляет и защищает.
Также, это Йидамы – корни осуществления пробуждённых качеств, помогающие практикующим трансформировать ограничивающие затемнения в просветлённые качества. К этому многочисленному классу относятся самые разнообразные формы, на которых сосредотачивается медитирующий. Они могут быть одиночными и в союзе, мирными, полугневными или устрашающими, представлять собой почти обычную человеческую форму или иметь множество рук, голов и атрибутов.
Наконец, Защитники Дхармы – корни активности, устраняющие все препятствия на пути. Их устрашающий облик отпугивает всё негативное, а третий глаз мудрости во лбу показывает, что они – не демоны, но помощники и охранители. Вообще, третий глаз является важной деталью изображений буддийских пробуждённых аспектов: он указывает на их принципиальное отличие от богов других религий и просто злых духов.
К этим основным классам следует прибавить другие группы изображений: учеников Будды, великих учёных и йогинов, многочисленных учителей ysl tasche fake
и выдающихся практикующих различных направлений и традиций, множество главных и второстепенных божеств индийской мифологии, чьё число с распространением буддизма также ширилось за счёт включения местных богов.
Буддийские художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом , они дарят вдохновение и пробуждают "просветленный настрой" – бодхичитту. Не имеющим возможность читать тексты изображения позволяют узнать об их содержании, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали представления. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда–энергии, защищающие её владельца. Естественно, что все эти предметы требуют к себе сугубого уважения и бережного обращения, – тем более что в странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и при других важных моментах жизни – ведь, помимо защиты, создание таких образов позволяет накопить самые позитивные впечатления в уме и заказчикам, и самому художнику.
montre replique
|
..................................................
Почему Тибет? ..................................................География ..................................................Особенности тибетских народностей: язык, наречия и письменность ..................................................Календарь и особые дни. Народные праздники ..................................................Горы и реки, боги и духи ..................................................Смысл буддийского учения ..................................................История Будды Шакьямуни ..................................................Три цикла учений Будды ..................................................Краткая история развития буддизма в Индии ..................................................Тибет и буддизм ..................................................Монастыри и монахи ..................................................«Кони ветра» - лунгта ..................................................Правила поведения в монастыре ..................................................Буддийское искусство ..................................................Живопись ..................................................Скульптура ..................................................Графика ..................................................Декоративно–прикладное искусство ..................................................Искусство музыки и театра ..................................................Маски ..................................................Литература ..................................................Медицина ..................................................Современное положение Тибета .................................................. |